Глава 5. «Радужный Зал и другие постройки».
Стены внутри школы были обиты толстыми зелеными коврами. На стенах вовсю полыхали факелы, которые не причиняли коврам никакого вреда. Так же Добрыня увидел огромные зеркала, которые показывали волшебные сказки, правда, без звука. Полы были покрашены темно-коричневой краской. Идя вслед за Ставром, Добрыня ощущал тепло и уют. И вот огромные дубовые двери. Они распахнулись, и Добрыня чуть не потерял сознание. Радужный Зал. Он мог бы стать одним из чудес света, если бы в него был свободный доступ всем желающим. Добрыня широко распахнул глаза, разглядывая эту красоту.
— Каждый охотник желает знать, где сидит фазан, – прошептал он, пересчитывая краски на стенах. – Семь цветов.
В зале было три длинных дубовых стола, за которыми уже сидели ученики, и один поменьше, стоящий у противоположной от двери стены и накрытый парчовой скатертью. Ставр подвел его к этому столу, за который начали рассаживаться учителя. Берендей Колоброд сел в центре. Добрыня скромно присел с левого края. В Радужном зале тем временем появились небольшие человечки с огромными подносами.
— Это домовые, – шепнул Добрыне Ставр. – Отменные повара.
Добрыня наблюдал, как домовые ловко ставили на стол блюда. Жареный поросенок, утка с яблоками, грибы в сметане, кислая капуста, вареная картошка, моченые яблоки, редис, зелень, свежеиспеченный хлеб, квас, клюквенный морс, брусничная вода, медовуха… У него разбежались глаза и засосало под ложечкой. Желудок вдруг потребовал еды. Много еды. Но никто не торопился есть. Старшие ученики что-то шептали новичкам, и те торопливо клали ложки обратно на стол. Наконец домовые покинули зал, и директор поднялся со своего места. Наступила тишина.
— Мои дорогие
учителя и ученики! – начал свою речь
Берендей. – Мы
начинаем новый учебный год, и я кое-что хочу
сказать первоклассникам. В «Волховии»
существуют определенные правила, которые
вы обязаны соблюдать. Они заключены в
пословицы и поговорки, полный список
которых вы получите от своих наставников. Я
лишь скажу некоторые: «Авось да как-нибудь
до добра не доведут», «Без труда не вынешь и
рыбку из пруда», «В единении – сила», «Где
много слов, там мало дел», «Друзья познаются
в беде», «Куй железо, пока горячо». Еще я бы
очень просил вас не гулять без наставников
в лесу. Дело в том, что в прошлом году наши
лешие и водяные перессорились и теперь все
время пакостят друг другу. Так же я прошу
всех учеников поддерживать чистоту в жилом
корпусе и пожалеть труд наших домовых.
Сидящая рядом с директором полная пожилая женщина протянула ему лист пергамента.
— А сейчас я объявлю о назначении новых ответственных на отделениях. Как всегда, это будут пятиклассники. Итак. У «Чародеев» – Гвидон Горыня, у «Ворожеев» – Елисей Дрема, у «Знахарей» – Дана Ясуня.
По столам прокатился стон.
— Тихо, тихо, – улыбнулся Берендей. – Теперь можно приступать к ужину. Налетайте!
Добрыня благодарно принимал на свою тарелку все, что ему накладывал сидящий рядом Ставр.
— Попробуйте этого кролика под соусом, Добрыня, – ласково улыбнулся Ставр. – Вы ведь любите соус?
— Обожаю, – воскликнул Добрыня, беря в руки ломоть теплого белого хлеба. – И соус, и самого кролика!
Ставр рассмеялся.
— Хотите увидеть, где будет жить Ратибор?
— Хочу, – честно признался Добрыня. – А разве можно?
— Можно, можно. Налить вам медовухи?
— Только чуть-чуть!
Добрыня расслабился. Ему жутко здесь нравилось, в этом глухом зачарованном месте, оторванном от цивилизации.
— Ставр, расскажите мне о наставниках, – осмелел Добрыня после третьего кубка медовухи. – Как их выбирают?
Ставр медленно
разрезал серебряным ножом внушительный
кусок жареного кабана.
— Обыкновенно, – ответил он, щедро посыпая кабана зеленью. – Вы мало едите, Добрыня. Нет аппетита?
— Я наелся, Ставр…
— Да не стесняйтесь. Вы даже не попробовали карпа. А зря. Рыба в наших местах…
— Ставр, я бы с радостью…
— Хотите, я попрошу передать вам телятины?
— Нет, не надо!
— Интересно, почему домовые всегда ставят телятину на тот край стола?
— Ставр, я…
— Кстати, сейчас принесут самовары, и мы будем пить чай с ватрушками. Вы пробовали наши ватрушки, Добрыня?
Добрыня закатил
глаза. Ставр уже съел такое количество, от
которого Добрыня запросто не смог бы встать
из-за стола.
— Ставр, пожалуйста, расскажите мне о наставниках.
Ставр залпом осушил кубок с медовухой.
— Ну хорошо, –
кивнул он. – Только подайте мне кусок
пирога с капустой.
Добрыня тут протянул ему тарелку с пирогом и Ставр взял два куска.
— Сначала те, кто хочет быть наставником, год проходят специальную подготовку. Потом они проходят очень много обрядов, которые выдерживают далеко не все. Те, кто выдержал, прикрепляются к старейшим наставникам и те еще год ведут претендентов. А потом проходит совет, на котором решают, кого можно допустить до одобрения богов. Выбранные проводят ночь на капище в молитвах. Утром приходят волхвы из Древнего Леса и вопрошают у богов судьбу претендентов.
— Волхвы из Древнего Леса? – удивился Добрыня. – Кто они? И где этот Лес?
— Древний Лес
вокруг нас, – ответил Ставр. – Но он не весь
зачарован. В той его части, где водятся
волки, стоит деревянный сруб, в котором
живут три волхва. Они очень старые и уверяют,
что помнят самого Перуна.
Добрыня улыбнулся.
— Так уж и самого?
— Да что там, – засмеялся Ставр, – они уверяют, что помнят шурошей.
Улыбка медленно сползла с лица Добрыни.
— Кого они помнят? – хрипло спросил он.
— Шурошей. Жило тут в глубокой древности такое племя. Легенда гласит, что все они были уничтожены. Хотя волхвы утверждают, что многие спаслись и ушли к морю.
Добрыня вытер
ладонью вспотевший лоб. Час от часу не легче.
Где-то тут есть три древних волхва, возможно
знающих тайну шурошей… Может быть они
помнят Мору?
— Добрыня, ужин закончен, – вывел его из задумчивости голос Ставра. – Идемте в жилой корпус учеников.
Добрыня поднялся и поспешил за Ставром, который довольно бодро (и это после всего съеденного!) шел к дверям. Покинув Радужный Зал, Добрыня вслед за учениками и наставниками завернул за угол и прошел через небольшой холл. В этом холле стены были расписаны хохломой и пахло полевыми цветами. Сразу за холлом была деревянная резная лестница, густо покрытая лаком и оттого мерцающая в отражении факелов на стенах. Часть детей прошла через арку на первом этаже в зеленый коридор.
— Куда это они? – поинтересовался Добрыня у Ставра.
— В свои комнаты, – ответил Ставр. – Те, кто учатся на знахарей, живут на первом этаже. У них там все зеленое – стены, ковры, одеяла. Зеленый цвет – цвет отделения знахарей. На втором этаже живут те, кто учатся на ворожеев. Цвет их отделения – синий. А отделение чародеев на третьем этаже. Там все красное.
Добрыня поднимался вслед за Ставром и внимательно смотрел вокруг. Тем временем еще часть детей, поднявшихся на второй этаж, прошла в синий коридор. Среди оставшихся Добрыня заметил Ратибора. Мальчик радостно перепрыгивал через две ступеньки. Добрыня невольно улыбнулся. И вот последняя ступенька и красный коридор. Слева и справа двери с номерами. Двадцать дверей, по десять с каждой стороны. Старшие ученики открывали двери и заходили в комнаты по двое. Добрыня подумал, что и младшим сейчас начнут открывать двери, но наставник первоклассников Всеслав Перунский довел детей до конца коридора и открыл дубовую дверь, пропуская всех, в том числе и Ставра с Добрыней, с большую комнату.
— Рассаживайтесь,
– негромко сказал Всеслав.
Добрыня огляделся.
Комната поразила его. На стенах красные
ковры, на всех них изображены желтые солнца,
у которых есть глаза, носы и рты. На полу
большой толстый ярко-оранжевый ковер,
который полыхает под ногами как костер. У
противоположной от двери стены огромная, во
всю стену печка, покрытая изразцами,
расписанными видимо вручную. Окон в комнате
два, слева и справа, и они плотно закрыты
красными шторами. В комнате полно
деревянных столов, стульев. Несколько
стеллажей с книгами. Удобные и мягкие
диваны. А в одном из углов Добрыня увидел
две прялки и его глаза полезли на
лоб.
— В Словении все
девочки любят прясть, – шепнул ему на ухо
Ставр.
Добрыня присел
рядом со Ставром на стул и приготовился
слушать Всеслава, который достал лист
пергамента.
— Добро пожаловать в жилой корпус чародеев, – улыбнулся Всеслав. – Отныне это ваш второй дом. Сюда запрещено входить ученикам с других отделений. Сюда не могут заходить даже учителя, не посвященные в чародеи.
Добрыня посмотрел на Ставра.
— Все правильно, боярин Филин, – продолжал улыбаться Всеслав, – Ставр учился в «Волховии» на чародейском отделении. И вы тоже получили чародейский амулет. Поэтому вы можете всегда приходить сюда, хотя будете спать в другом месте. Хочу предупредить всех. Вы не сможете тайно проникнуть на другие отделения, так как на проходы в них наложены защитная и охранная магии. От этих магий можно серьезно пострадать.
Юная княжна тут же подняла руку.
— Да, Синеока? – вежливо поинтересовался Всеслав.
— А как нас различают? – спросила она.
— По амулетам. Поэтому вы должны всегда носить их. Есть еще вопросы?
В тишине Всеслав кивнул и развернул лист пергамента, который держал в руках.
— Что ж, – продолжил он, – начнем расселение. По нашим правилам комнаты девочек слева, мальчиков – справа. Итак. Комната номер семнадцать – Млада Дивова и Зарина Ягаева. Комната номер восемнадцать – Избор Буря и Ждан Кремень. Комната номер девятнадцать – Краса Соснина и Синеока Лелева. Комната номер двадцать – Ратибор Горыныч и Славен Сморода.
Всеслав тут же вручил каждому по небольшому золотому ключику.
— Вы привезли из дома вещи, которые просили взять обязательно? – вдруг строго спросил Всеслав.
— Да, – дружно закивали головами ученики.
— Превосходно, –
вновь расплылся в улыбке наставник. – Тогда
слушайте внимательно. Самые дорогие
каждому из вас вещи необходимо положить под
подушки на первую ночь, а утром обязательно
переложить в тумбочку у кровати. Это все.
Подъем завтра в 8 утра. Вас разбудит
ответственный–пятикурсник Гвидон Горыня и
проводит на зарядку, которую будет
проводить присутствующий здесь Ставр Гром.
Спокойной ночи вам!
Дети тут же вскочили и понеслись в коридор.
— Ставр, – обратился к тренеру Всеслав, – вы проводите потом Добрыню в корпус учителей?
Ставр кивнул, и наставник покинул комнату.
— Пойдемте к
Ратибору, Добрыня.
— Да, да, Ставр. Конечно.
Они вышли в коридор и увидели стоящих перед дверью Ратибора и Славена.
— Мы вас ждали, – улыбнулся Ратибор и, открыв ключом замок, распахнул дверь.
— Ух ты! – воскликнул Славен. – Красотища!!! Я так никогда не жил… У меня и кровати своей не было, все на печке с двумя братьями ютился!
Добрыня зашел в комнату вслед за мальчиками. Стены комнаты, как ни странно, были обиты вагонкой светло-коричневого цвета. Кровати, шкафы, тумбочки из такого же светлого дерева. Только покрывала на кроватях, шторы на окнах и ковер на полу красного цвета, но не яркого, бьющего по глазам, а скорее слегка выцветшего.
— Наши вещи разложены в шкафах! – изумился Ратибор.
— В школе очень хорошие домовые, – улыбнулся стоящий в дверях Ставр.
Добрыня
порадовался вместе с Ратибором красотой и
уютом комнаты, подивился на новый туалет и
решил, что пора уходить. Все устали за день.
И ему, и мальчикам давно пора спать. Он
простился с ними до завтра и поспешил за
Ставром покинуть жилой корпус. Они
спустились по лестнице вниз, снова
пересекли хохломской холл, прошли мимо
Радужного Зала и, дойдя до большого зеркала,
остановились. Ставр полез в карман и достал
небольшой камень на кожаном ремешке.
— Это ключ от жилого корпуса учителей, – пояснил он, протягивая его Добрыне. – Лунный камень. Прикоснитесь к зеркалу.
Добрыня послушно
прижал камень к гладкой поверхности
зеркала. Раздался небольшой щелчок, словно
открылся невидимый замок, и зеркало не
спеша отъехало от стены, явив лестницу из
белого камня. Ставр прошел внутрь и Добрыня
пошел за ним. Зеркало сзади них закрылось,
снова щелкнув «замком».
— Жилой корпус
учителей расположен над Радужным Залом, –
сказал Ставр. – Поэтому поднимаемся сразу
на третий этаж, так как первые два – это зал.
Скоро показалась площадка, и Добрыня счастливо вздохнул. Он уже достаточно находился за день. Жилой корпус учителей поразил его белизной. Видимо, цвет этого корпуса был белый. В коридоре стоял сам директор Берендей Колоброд.
— Все хорошо? – спросил он у Добрыни.
— Да, спасибо, – улыбнулся тот.
Директор усмехнулся и протянул Добрыне небольшой ключик на веревке.
— Ваша комната номер семь, – сказал он.
— Счастливое число! – воскликнул Ставр.
— Магическое, –
поправил Ставра директор.
Добрыня взял ключ.
— Спокойной ночи, – директор пошел по коридору.
— Спокойной ночи, – ответили ему вслед Добрыня и Ставр.
Ставр проводил Добрыню до двери, пожелал хороших снов и удалился. Добрыня отпер дверь, вошел в свою комнату и огляделся. Комната была довольно просторная. Большая кровать, застеленная белоснежным покрывалом, на полу лежит шкура белого медведя, на окнах плотные шторы. В просторном платяном шкафу домовые развесили вещи. Небольшая тумбочка, на которой стоит ваза с ромашками. Все дышит уютом и чистотой. Добрыня зашел в соседнюю маленькую комнату, где располагались умывальник и туалет, умылся, почистил зубы и решительно отправился спать.
— Утро вечера мудренее, – изрек Добрыня, стягивая одежду.
Белье пахло сеном.
Этот запах всегда нравился Добрыне. Он с
наслаждением вытянулся на кровати и закрыл
глаза. «Надо бы завтра у директора выяснить
расписание…» Это была последняя мысль, ибо
сон поглотил его. А во сне он оказался
посреди лесного селения. Вокруг него стояли
люди, мужчины и женщины. Все они напряженно
смотрели на сидящего у подножия дуба седого
старца. Перед старцем стояли трое юношей, в
льняных рубахах и штанах, на их плечи были
накинуты медвежьи шкуры.
— Великий Ведун, – сказал один из юношей, – они идут к нам.
Старец с сомнением посмотрел на охотника.
— Мы в лесу, Лебедян.
— Это их не остановит, – снова сказал юноша.
Добрыня,
внимательно слушавший разговор, вдруг
поймал себя на мысли, что понимает каждое
слово, потому что язык говоривших
неожиданно стал языком современной
Словении.
— А что скажешь ты, Сегеня? – обратился Ведун к другому охотнику.
Второй охотник вздохнул:
— Их тьма, Великий Ведун. Они сожгли степь.
Ведун повернулся к
третьему охотнику.
— Колояр, как близко ты их видел?
— Насколько позволила приблизиться выжженная степь, Великий Ведун.
— Ты их подслушал?
— Да.
— Как ты понял их язык?
Колояр приложил
руку к сердцу.
— У них несложный язык. Сегеня и Лебедян подтвердят.
Два других охотника согласно кивнули.
— И о чем же они
говорили? – спросил Ведун.
— Они собираются идти в лес. Они знают, что в лесу живут племена. Им нужны женщины, которые родят им воинов.
— Тихо! – воскликнул Ведун.
— Что нам делать? – закричал кто-то в толпе.
— Надо уходить! – раздались несколько возгласов.
Ведун покачал головой.
— Никто никуда пока не уйдет, – сказал он. – А подумаю, как нам быть. Расходитесь.
Люди вокруг послушно начали уходить. Добрыня, сам не зная почему, тоже пошел мимо низких деревянных изб в сторону леса. Возле одной из них он вдруг остановился и услышал разговор.
— Ты все это придумала, Светолика, – сказал разгневанный девичий голос.
— Нет, Загляда, не придумала, – ответил другой, более тихий голосок.
Добрыня тихонько
завернул за угол избы и врос в землю. На
лежащем у стены избы бревне сидели…
Кутафья и Прелеста! Только одеты они были в
зеленые рубахи до пят и их распущенные
волосы каскадом спускались почти до земли.
Добрыня не сдержался и все-таки вскрикнул
от удивления. Красавицы тут же подняли на
него глаза.
— Ты чего это подслушиваешь, Добрит? – тут же накинулась на него «Кутафья».
— Прости, эээ, –
Добрыня не знал, как обратиться к ней. – Я
случайно зашел…
— Случайно? – нахмурила брови «Кутафья».
— Загляда, – быстро вмешалась «Прелеста», – может он и правда случайно оказался здесь?
— Не говори
глупостей, Светолика, – «Кутафья» грозно
нахмурилась. – Иди куда шел, Добрит.
Добрыня попятился.
— Простите, – пробормотал он и поспешил прочь.
Подумать об увиденном он не успел, так как перед ним возникли, словно из-под земли Мора, Жива и Ясна.
— Что сказал
Великий Ведун, брат? – спросила Ясна.
— Он не хочет, чтобы племя уходило, – ответил Добрыня.
Девушки вздохнули.
— Брат, у нас есть средство, – сказала Мора.
— Оно спрятано в лесу, – добавила Жива.
— Какое средство? – спросил Добрыня и проснулся.
Он посмотрел на залитую светом комнату и понял, что не задернул вчера вечером шторы на окнах.
— Ну и сон, – пробормотал Добрыня. – Мало мне было Моры и ее сестер, так теперь еще и Кутафья с Прелестой.
Он встал и пошел
умываться. Мысли его путались так сильно,
что в конце концов он решил подумать об
увиденном во сне потом. Добрыня быстро
оделся и решительно отправился на площадку,
чтобы посмотреть, как проводит утреннюю
зарядку Ставр Гром.
— Становись! – услышал он голос Ставра, выходя из здания школы.
На большой площадке стояли все ученики. На них были какие-то рубахи и штаны, которые на вид казалось, сделаны из мешковины. Добрыня с удивлением отметил, что девочки тоже были в штанах.
— Раз, два, три, четыре! – кричал Ставр.
Все ученики послушно наклонялись то в левую, то в правую сторону.
— Начинаем приседания! Раз, два! Раз, два! Горыня, не отлынивай, приседай глубже!
Добрыня подивился тому, как Ставр видит каждого из ста двадцати учеников, стоящих на площадке.
— Влада, не строй из
себя больную! Мне не надо, в отличие от тебя,
быть ворожеем, чтобы знать, что ты
претворяешься! Это, кстати, касается и твоих
подруг: Снежаны и Ляли. Озар, не махай так
руками, ты покалечишь тех, кто рядом с тобой
стоит! Красун, все девочки еще вчера оценили
твою новую прическу, начни уже заниматься!
Да не пыхти ты так, Бояна! Можно подумать,
это я насильно кормил тебя все лето блинами!
Власт, не прячься за спину Тюри, я все равно
все вижу! Раз, два! Раз, два!
Добрыня откровенно залюбовался Ставром. Он хотел было посмотреть еще, но решил, что лучше найти директора и взять расписание своих занятий. Поэтому он снова вошел в здание школы и поймал первого попавшегося домового.
— Где кабинет директора? – спросил он.
Домовой качнул
влево головой и промямлил:
— Там лестница за поворотом. На этаж выше поднимайтесь, боярин. А в коридоре, где свет ярче горит, там и сидит он, директор, значит.
Добрыня пошел так, как велел ему домовой, и довольно быстро оказался возле деревянной двери, у которой горели два огромных факела. На двери золотыми буквами было выведено: «Берендей Колоброд. Директор школы «Волховия». Добрыня постучался и вошел. В просторной комнате, за большим круглым деревянным столом сидели учителя. Их было, вместе с директором, семнадцать человек.
— А, учитель Филин! – обрадовался директор. – Проходите, садитесь, мы как тут расписанием уроков занимаемся.
Добрыня сел рядом с полной пожилой женщиной в синем платье.
— Итак, – директор взял в руки большой лист бумаги, – вот что мы накропали. Отделение «Чародеи». Обязательные предметы этого года: «Вызывательная магия», «Защита от нападения», «Белая магия». Ученикам 5-го класса добавляется еще и «Черная магия». Отделение «Ворожеи». Основные предметы: «Ясновидение», «Предсказания», «Гадания». Отделение «Знахари». Предметы: «Магия трав», «Магия камней», «Магия друидов». Кроме них, все ученики должны посетить следующие предметы: «Талисманы и обереги» и «Историю Словении». Какие будут вопросы?
Кутафья тут же подняла руку.
— Да? – директор
внимательно посмотрел на нее.
— Сколько часов в день должен занимать тот или иной урок? – спросила Кутафья.
— По два часа обязательные предметы, и по одному часу другие, – ответил директор.
Добрыня тут же
поднял руку.
— У меня будут полные классы или по отделениям? – поинтересовался он.
Директор улыбнулся.
— Мы решили, что вы будете заниматься с полными классами. На этой неделе, вероятно, вы займетесь с первым классом, а со следующей уже будут и остальные. Каждый день недели, кроме субботы и воскресенья, один класс. Понедельник – пятый, вторник – четвертый, среда – третий, четверг – второй и пятница – первый. Надеюсь, часа в неделю всем классам будет хватать, и они будут успевать делать хорошие домашние задания. Договорились?
Добрыня кивнул.
— Что ж, – директор
встал, – тогда я сейчас попрошу потворницу
Добронраву раздать каждому персональное
расписание на эту неделю. В пятницу все
получат новое, с тем условием, чтобы можно
было подготовиться.
Полная пожилая
женщина в синем платье, сидевшая рядом с
Добрыней, встала, и не спеша, обходя стол,
раздала всем учителям листы с расписанием.
Добрыня заглянул в свой лист. Там было
указано, что у него на этой неделе только
одно занятие с первоклассниками, в пятницу
в десять часов утра. И еще там было написано,
что он должен выбрать себе в лесу учебный
терем для занятий.
— У кого-нибудь еще
есть вопросы по расписанию? – спросил
директор.
— У меня есть
предложение, – подал голос Творимир Лют, –
убрать из оранжерей белену.