Глава
4. “Разрешенное волшебство”.
—
Кажется, подъезжаем, – Ратибор спрятал
книгу в сумку.
Добрыня
потянулся.
—
А куда ехать после почтовой станции? –
спросил он.
—
В какое-то поселение.
Добрыня
проверил, крепко ли закрыты все его сумки.
Экипаж остановился и Ратибор выскочил
наружу.
—
Добрыня, – раздался его взволнованный
голос, – здесь полно детей!
Добрыня
вылез из экипажа и огляделся. Во дворе
почтовой станции собралось огромное
количество экипажей, возле которых
толпилось много детей и их сопровождающих.
—
Они что, – растерялся Добрыня, – все в “Волховию”?
Ратибор
не ответил. Он стоял как вкопанный, с широко
раскрытыми глазами.
—
Ратибор, –позвал Добрыня.
Молчание.
—
РАТИБОР!!!
Тишина.
—
Это невежливо… – начал Добрыня и осекся.
К
ним не спеша приближалась девочка.
Небольшого роста, худенькая, с двумя
роскошными косами цвета пшеницы.
—
Здравствуйте, – девочка немного смущенно
потупила глаза. – Вы едете в “Волховию”?
—
Да, княжна, – улыбнулся Добрыня.
Девочка
удивленно распахнула глаза, и Добрыня понял
причину ступора Ратибора. Ее глаза были как
два бездонных синих озера.
—
Откуда вы знаете, что я княжна? –
взволнованно спросила она.
Добрыня
смутился.
—
Извините, – пробормотал он, – я не знал.
—
А ты правда княжна? – спросил Ратибор,
наконец-то справившись с собой.
—
Да, – улыбнулась девочка. – Моя мама сестра
великого князя.
—
Здорово! – Ратибор расцвел. – А мой папа
начальник княжеской дружины.
—
Я – Синеока Лелева.
—
Ратибор Горыныч. А это Добрыня Филин, мой
наперсник.
Синеока
поклонилась Добрыне.
—
Я вообще-то шла к вам с просьбой, – девочка
вздохнула. – Меня не могут дальше
сопровождать. Вы не могли бы взять меня с
собой?
—
Конечно! – радостно закричал Ратибор.
Синеока
смутилась.
—
Большое спасибо, – пробормотала она. – Я
пойду за вещами.
—
Можно я помогу тебе? – Ратибор с надеждой
заглянул ей в глаза.
—
Буду благодарна, – улыбнулась Синеока.
—
Я зайду в трактир, – Добрыня похлопал себя
по карману, где лежали деньги. – А вы
принесите вещи и зайдите за мной.
Дети
пошли через двор, а Добрыня поднялся на
крыльцо и вошел в трактир.
—
У вас есть что-нибудь холодное? – спросил он
у трактирщика.
—
Есть ледяной квас, – ответил трактирщик. –
Только что из погреба.
Добрыня
достал из кармана гривну и положил на стол.
Трактирщик тут же махнул кому-то рукой и
взяв гривну, удалился. Прибежал половой с
глиняным кувшином и серебряным стаканом.
—
Пейте на здоровье, – поклонился половой.
—
Спасибо.
Половой
убежал, а Добрыня налил себе в стакан квасу
и медленными глотками стал пить. Он
задумчиво смотрел в окно, не замечая народ
на дворе. Он глубоко погрузился в свои мысли,
думая о своем последнем сне. Может ли
человек в здравом уме поверить во все это?
Он, француз, всегда гордился своим родом,
который ведет от Изамбера Завоевателя. А
оказывается, что он словенин и маг. Полная
чушь! Неужели Шарль де Блуа действительно
умер в нем? Может, конечно и умер… Но не
настолько же!
—
Добрыня! – голос Ратибора вернул его к
действительности.
Добрыня
повернул голову. У стола стояли Ратибор,
Синеока и еще один парнишка.
—
Добрыня, – начал Ратибор и вздохнул, – это
вот Славен Сморода…
—
Которого тоже дальше не провожают, –
закончил Добрыня.
Славен
хмуро посмотрел на Добрыню.
—
Меня вообще не провожали, – буркнул он.
—
Как же ты тогда добрался сюда? – удивился
Добрыня.
—
Дед Горята на телеге до Лубянска довез, –
вздохнул Славен, – а дальше я пешком шел.
Добрыня
потерял дар речи. Славен уткнулся глазами в
пол.
—
Пусть едет с нами, – Добрыня взял себя в
руки. – Вещи-то все сложили?
Дети
дружно закивали.
—
Ну, пошли тогда, – Добрыня встал. – Вечереет
уже.
Он
вышел из трактира, дети выбежали за ним.
Многих экипажей уже не было во дворе. Дети
забрались вслед за Добрыней в экипаж и он
мягко тронулся.
—
Интересно, лошадей-то нам хоть поменяли? –
поинтересовался Добрыня.
—
Извозчик сказал, что нет, – ответил Ратибор.
– Он княжеских гнедых не на каких других не
променяет.
Все
стали смотреть в окна. Никому не хотелось
что-то пропустить. Экипаж выехал со двора
почтовой станции и, подъехав к развилке,
свернул направо.
—
Красивый лес, – сказала Синеока.
После
леса возникла небольшая река, через которую
был перекинут мост, затем снова лес, и вот
экипаж въезжает на большую поляну,
заставленную избами.
—
Что это за поселение? – спросил Добрыня у
ребят.
Дети
покачали головами, мол, не знаем. Экипаж
остановился.
—
Выходите с вещами, – раздался голос.
Все
повиновались. Возле экипажа стоял
невысокий мужчина.
—
Добро пожаловать в поселение “Поляна”, –
приветствовал мужчина. – Я местный
посельский.
—
Посельский? – не понял Добрыня.
—
Управляющий поселениями, – объяснил
посельский. – Проходите в крайнюю слева
избу. Там ждут.
Добрыня
и дети, взяв вещи, направились к указанной
избе.
—
А мы ведь не попрощались с извозчиком, –
сказал Добрыня.
—
Он уже спешит удрать отсюда, – рассмеялся
Ратибор. – Понесется сейчас на всех порах.
Добрыня
оглянулся. Экипаж действительно быстро
уехал из поселения. Ратибор тем временем
поднялся на крыльцо и открыл дверь. Добрыня
вошел вслед за Ратибором, Синеокой и
Славеном в сени.
—
Кажется все в горнице, – прошептала Синеока.
—
Заходите, – раздался голос изнутри. – Мы
ждем вас.
В
горнице было светло. Дети сидели на длинных
лавках, а у печи стоял высокий молодой
человек в длинных белых одеждах.
—
Присядьте, пожалуйста, – молодой человек
указал на свободную лавку.
Добрыня
усадил Ратибора, Синеоку и Славена, потом
сел сам.
—
Меня зовут Ставр Гром, – представился
молодой человек. – Я здесь для того, чтобы
провести вас в школу через Древний Лес.
Дети
возбужденно зашептались.
—
Тише, – прикрикнул Ставр. – Древний Лес –
это Священный Лес. Он разумен и стар.
Древний Лес – это Память. В Древнем Лесу
нельзя кричать, нельзя бегать.
Дети
изумленно смотрели на Ставра.
—
Сейчас, – продолжал Ставр, – вы
переоденетесь в ритуальную одежду. Старую
можете запрятать в сумки. Девочки
переодеваются в левой комнатке за
занавеской, мальчики – в правой. У вас есть
пять минут.
Дети
кинулись переодеваться, а Ставр подошел к
Добрыне.
—
Здравствуйте, Добрыня, – улыбнулся Ставр. –
Вам нужно надеть белую рубаху.
Добрыня
послушно переоделся, и тут вернулись дети.
—
Слушайте внимательно, – серьезно сказал
Ставр. – Выйдя из избы, мы должны пройти
волшебный заговоренный щит. Тот, кто
будет баловаться, – может серьезно
пострадать. В Лесу нас ждут три телеги. В
первой поедут мальчики, во второй – девочки,
в третью вы сложите вещи. Все ясно?
Дети
энергично закивали головами.
—
Тогда пошли, – Ставр решительно открыл
дверь.
На
улице было темно и тихо. Жители поселения
видимо ложились спать. Ставр завернул за
избу и решительно пошел к лесу.
—
Страшно-то как, – прошептала какая-то
девочка.
Ставр
подошел к ближайшей березе и прижал к ней
ладонь.
—
ОМ ХАЕ! ВИДЪАХЪ ДЪТИ! ЧАРЪI
ЗРАТЬ! – негромко произнес он.
Добрыня
был потрясен. Ставр произнес заклинание на
языке племени шурошей, на каком во снах
говорила Мора. Но тут произошло другое чудо,
которое заставило Добрыню забыть о Море.
Плотная стена деревьев озарилась золотым
светом и расступилась. Да-да, именно
расступилась.
—
Невероятно, – прошептал Добрыня.
Ставр
обернулся.
—
Дети, идите вперед, – сказал он.
Один
за другим дети вошли в Древний Лес. Ставр
взял Добрыню за руку и повел за собой.
—
Не бойтесь, – Ставр сжал Добрыне ладонь. –
Древний Лес любит храбрых.
Добрыня
расслабился и смело вошел в волшебные
владения “Волховии”. И тут же деревья
сомкнулись за ним. Впереди стояли три
телеги. Дети уже положили на одну из них
вещи и сели на две других, как и велел Ставр:
на одну мальчики, на другую девочки.
—
Вы поедете с девочками, – сказал Ставр
Добрыне.
Добрыня
кивнул, положил свои вещи,
и сел на телегу к девочкам. Ставр
забрался на телегу к мальчикам и произнес:
—
Вперед!
Лошади
тут же медленно тронулись.
—
А здесь красиво, – шепнула Добрыне Синеока.
Древний
Лес разительно отличался от обычного. В нем
было светло.
—
Светлячки, – снова шепнула Синеока.
Тысячи
светлячков летали между деревьями, освещая
все тропинки. Зрелище было красивое и
завораживающее.
—
Ворота! – зашептались девочки.
Добрыня
от нетерпения чуть не вывалился из телеги.
Большие и высокие деревянные ворота
медленно распахнулись, и, пропустив внутрь
три телеги, вновь захлопнулись. Их встречал
старец с длинной белой бородой. Он был одет
в льняную длинную, почти до пят, рубаху,
подпоясанную грубой веревкой. Точно такая
же веревка охватывала его голову.
—
Добро пожаловать в школу чародейства,
ворожбы и знахарства “Волховия”, –
поприветствовал он. – Я директор, Берендей
Колоброд. Идите все ко мне.
Дети
тут же соскочили с телег и обступили
директора. Добрыня тоже подошел, но не
слишком близко. Рядом с ним встал Ставр.
—
Итак, дети, – сказал Берендей, – я хочу вам
кое-что рассказать, прежде чем вы пойдете
дальше. Готовы меня слушать?
—
Да! – закричали дети.
—
Прекрасно, – улыбнулся Берендей. – В нашей
школе три вида обучения: чародейство,
ворожба и знахарство. Чародеи – это маги,
волшебники, они способны изменять вещи и
явления по своей или чужой воле и желанию.
Ворожеи – это ясновидящие, прорицатели, они
способны проникать в тайны прошлого и
будущего. Знахари – это лекари, травники,
они способны лечить и оживлять природу и
людей. Понятно?
Дети
энергично закивали головами.
—
Каких словенских богов вы знаете? – спросил
Берендей.
—
Сварога, – уверенно произнес Ратибор.
—
Макошь, Велеса, Перуна, Стрибога, Ярилу,
Волха, – наперебой затараторили дети.
—
Замечательно! – расцвел Берендей. – Нашей
школе покровительствует трое богов: Волх,
Макошь и Велес. Волх – бог чародейства и
удальства. Макошь – богиня гаданий и судьбы.
Велес – бог леса и мудрости. Сейчас вы
пойдете к капищу. Там вас ждут старшие
ученики и учителя. Я хочу, чтобы вы
хорошенько запомнили то, что вам нужно
делать.
Наступила
прямо-таки гробовая тишина.
—
На капище стоят три идола, – продолжал
Берендей. – Волх, Макошь и Велес. У ног
идолов стоят чаши. Каждого из вас громко
назовут по имени. Вы подойдете к идолам. Из
какой чаши полыхнет огонь, тому виду
волшебства вы и будете учиться. Все понятно?
—
Да! – дружно ответили дети.
—
Ставр, – обратился Берендей к молодому
человеку, – проводите детей к яблоневой
аллее. Я сейчас приду.
—
Хорошо, академик, – слегка поклонился Ставр
и подошел к детям. – Идите за мной!
Добрыня
посмотрел вслед уходящим детям и вздохнул.
—
Рад вас приветствовать у нас, – Берендей
положил свою морщинистую руку Добрыне на
плечо. – Вы довольны путешествием?
—
Очень доволен.
—
У меня к вам предложение, – Берендей лукаво
прищурил глаз. – Хотите стать учителем?
—
КЕМ?! – Добрыня выкатил глаза.
Берендей
вздохнул.
—
Ваше присутствие в школе несколько
необычно. Многие не поверят ни в наперсника,
ни в проверяющего. Не проходят здесь эти
легенды. А вы историк, Добрыня. Вы знаете все
о нашей стране.
—
Почти все, – поправил Добрыня.
—
Не принижайте себя, – улыбнулся Берендей. –
Если вы станете учить детей словенской
истории, вам будет проще выполнять ваше
задание. Согласны?
Добрыня
понял, что выхода у него нет.
—
Я должен предупредить Ратибора Горыныча, –
вздохнул он.
—
Я сам скажу ему, – Берендей был счастлив. –
Пойдемте, нехорошо задерживать ритуал.
Добрыня
поспешил за Берендеем по усыпанной гравием
дорожке. Скоро показались очертания
деревьев.
—
Яблоневая аллея, – пояснил Берендей. – Наша
гордость. Скоро поспеют яблочки и начнутся
игры в “Загнетку”.
—
Во что? – не понял Добрыня.
—
У нас есть веселая игра, – объяснил
Берендей. – Называется “Загнетка”. В нее
играют яблоками и шишками. Ставр Гром у нас
тут тренером по игре и работает.
В
начале аллеи в томительном ожидании стояли
дети.
—
Ставр, – Берендей позвал молодого человека,
– отведи Добрыню к месту учителей.
Ставр
кивнул и жестом приказал Добрыне следовать
за ним. Добрыня увидел, что директор что-то
шепчет Ратибору. Ратибор улыбнулся во весь
рот и закивал головой. Добрыня поспешил за
Ставром.
—
Ставр, – обратился на ходу Добрыня к
молодому человеку, – объясните, что это за
строения вокруг?
—
Слева виднеется здание школы, – начал
объяснять Ставр. – Настоящий лесной терем,
вы потом увидите. Справа площадка для игры в
“Загнетку”. Невдалеке, вот там, бани. За
школой расположены теплицы, их сейчас не
видно. Слева, в лесу полно маленьких учебных
теремов. А впереди ритуальное поле и капище.
Внезапно
небо озарилось, словно кто-то включил свет.
Добрыня аж зажмурился от неожиданности.
—
Откройте глаза, – рассмеялся Ставр. – Это
факелы.
Добрыня
послушался, открыл глаза и увидел
потрясающее по красоте зрелище. На ровной
большой площадке, посыпанной песком, стояли
в три линейки юноши и девушки с большими
зажженными факелами в руках. А чуть в
отдалении, ближе к капищу, стояли учителя.
Все всех были белые ритуальные одежды.
Ставр подвел Добрыню к группе учителей. Ему
тут же дали в руку факел.
—
Вы новый учитель? – спросила у него стоящая
рядом молодая женщина с черными, как
вороново крыло, волосами и глазами.
—
Буду преподавать историю Словении, – еле
смог ответить Добрыня. – Меня зовут Добрыня
Филин.
Женщина
потрясла его своей красотой. Юная дочь
великого князя не шла ни в какое сравнение с
этой женщиной. Добрыня только хотел открыть
рот, чтобы спросить ее имя, как на площадке
появился директор Берендей Колоброд, а за
ним и первоклассники.
—
Начинается! – восторженно сказал Ставр.
Директор
выстроил первоклассников в четкую линию
впереди старших учеников и вошел на капище.
Наступила тишина.
—
Дорогие мои, – начал Берендей, – я рад
приветствовать вас всех на ритуале “Таинство
посвящения”! Эти дети должны будут узнать,
какому виду волшебства им предстоит
научиться. Как всегда, узнав свой путь, они
получат охранные амулеты: чародеи – солнце,
ворожеи – луну, знахари – звезду. Эти
амулеты связаны со Сваргой – энергией
Космоса.
—
ОМ ХАЕ! – словно по команде выкрикнули
старшие ученики.
—
Но перед этим, – продолжал директор, –
новый учитель тоже должен получить амулет.
Добрыня Филин, подойдите!
Добрыня
никак не ожидал такого поворота событий. Он
настолько был потрясен, что Ставру пришлось
толкнуть его в бок.
—
Идите же! – сказал он.
Добрыня
медленно пошел к капищу. На него смотрели
сто с лишним глаз. Но он смог увидеть только
гордое лицо Ратибора.
—
Встаньте лицом к идолам, – сказал директор.
Добрыня
повернулся к деревянным Волху, Макоши и
Велесу. С минуту ничего не происходило. И
вдруг из чаши, что стояла перед идолом Волха,
полыхнул огонь и погас.
—
ЧАРОДЕЙ! – громко объявил Берендей и надел
ему на шею амулет в виде солнца на длинном
кожаном ремешке.
—
ОМ ХАЕ! – крикнули на этот раз вместе
учителя и ученики.
—
Поздравляю, – улыбнулся директор. –
Вернитесь к учителям.
Добрыня
пошел назад и теперь видел радостные лица
вокруг. “Я стал своим”, – подумал он.
—
Теперь я оглашу наставников, – продолжил
директор. – У каждой группы учеников есть
свой руководитель. Например, у чародеев из
пятого класса это почтенный старец, а у
знахарей из третьего класса красивая
женщина. В этом году я решил доверить
первоклассников молодым.
Директор
замолчал. К нему подошла и стала рядом
невысокая женщина. У нее в руках было три
связки амулетов.
—
Первоклассников-чародеев будет вести
Всеслав Перунский! – объявил директор.
Из
группы учителей вышел красивый
мужчина с небольшой бородкой и пошел к
капищу. Стоящая рядом с директором женщина
передала ему в руки солнечные амулеты.
—
Первоклассников-ворожеев будет вести
Кутафья Кащеева-Сновидова!
Стоящая
рядом с Добрыней прекрасная молодая
женщина тут же поспешила к капищу и приняла
в руки лунные амулеты.
—
Первоклассников-знахарей будет вести
Творимир Лют!
Молодой
блондин поспешил к капищу взять звездные
амулеты.
—
Ничего себе сочетание имени и фамилии, –
шепнул Добрыня на ухо Ставру.
—
И оба в его характере, – откликнулся Ставр.
Женщина,
передавшая амулеты, покинула капище, а трое
наставников остались стоять возле
директора.
—
Настало время ритуала! – торжественно
произнес Берендей. – Услышавший свое имя –
войди в капище!
Наступила
гробовая тишина, только было слышно, как
ветер играет с листьями на деревьях.
—
Беляна Банница! – назвал директор.
Девочка
с непослушной копной белых волос вышла из
ряда и стала перед идолами. И в туже минуту
из чаши перед Велесом полыхнул огонь.
—
Знахарка! – объявил директор и Творимир Лют
тут же надел ей на шею звездный амулет.
Из
правой шеренги вышел ученик, подошел к
капищу, взял Беляну за руку и пошел с ней
обратно в свою шеренгу.
—
Что это значит? – спросил Добрыня у Ставра.
—
Это значит, что она стала одной из знахарей,
– ответил Ставр. – Теперь она, как бы в
новой семье.
—
Смеян Баян – Ворожбит!
—
Избор Буря – Чародей!
—
Нежана Ведова – Знахарка!
—
Лепава Водяница – Ворожейка!
—
Злат Волыня – Знахарь!
—
Голуба Ворожка – Ворожейка!
—
Любеч Горох – Ворожбит!
—
Ратибор Горыныч!
Добрыня
затаил дыхание.
—
Чародей! – объявил директор.
Добрыня
обрадовано заулыбался, глядя как Ратибора
уводят в левую шеренгу чародеев.
—
Млада Дивова – Чародейка!
—
Ласкавица Дубравая – Знахарка!
—
Смирена Кликуша – Знахарка!
—
Ждан Кремень – Чародей!
—
Радим Купайло – Ворожбит!
—
Синеока Лелева!
Юная
княжна смело вошла в капище.
—
Чародейка! – объявил директор.
—
Желана Лесовиха – Ворожейка!
—
Орлик Летун – Знахарь!
—
Весняна Луговая – Ворожейка!
—
Милодух Медонос – Знахарь!
—
Красик Посвист – Ворожбит!
—
Всемил Роща – Знахарь!
—
Остались трое чародеев, – шепнул Ставр
Добрыне.
—
Откуда вы знаете?
—
Я умею считать.
—
Славен Сморода!
Юный
пешеход пошел вперед.
—
Чародей!
Добрыня
посмотрел на Ставра. Тот улыбался.
—
Краса Соснина – Чародейка!
—
Зарина Ягаева – Чародейка!
Добрыня
ухмыльнулся.
—
Раскрывайте карты, Ставр, – велел Добрыня.
—
Все очень просто, – Ставр рассмеялся. – Их
двадцать четыре. Три группы. По восемь
человек в группе. Все просто.
—
Действительно просто, – согласился Ставр.
—
Поздравляю первоклассников! – Берендей
Колоброд раскинул руки. – Ритуал завершен!
Все идут в Радужный Зал на пир!
—
Радужный Зал? – Добрыня понял, что будет еще
очень долго удивляться.
—
Главный зал в школе, – тут же пришел на
помощь Ставр. – Раскрашен во все цвета
радуги. Необыкновенное зрелище!
Добрыня
поспешил за Ставром, чтобы не потеряться в
столь поздний час на территории школы.
—
Ставр, вы мне завтра не покажите тут все? –
спросил он.
—
С удовольствием, – ответил Ставр. – Мне
кажется, что мы с вами подружимся, Добрыня.
—
Очень на это надеюсь.
Но
тут они вошли в главный терем, и Добрыня
испытал новый шок.